Амбициозный проект, предполагающий строительство дельфинария в армянской столице, пока имеет больше противников, чем сторонников. Последние, правда, влиятельнее и состоятельнее, и от намерения своего отступаться вроде не собираются (насмотревшись, по-видимому, подобного в зарубежных поездках, либо считая это хорошим «козырем» для Еревана в плане придания городу шарма и привлекательности). Но первые, тем не менее, не сдаются и продолжают настаивать на том, что никакой пользы столице от дельфинария не предвидится, а только вред один.
Судя по последним данным, волна протеста набирает обороты. Очередным ее выражением явилось обращение 50 отечественных и международных экологических организаций экологов к властям Армении с настоятельным требованием не потворствовать этой опасной, на их взгляд, идее, предполагающей возведение дельфинария, причем не где-нибудь, а на территории парка им. Комитаса. По сообщению информационно-аналитического центра «ЭкоЛур», экологи считают этот проект негуманным и незаконным. «Кроме того,- напоминают авторы письма,- в Пантеоне в парке похоронены видные представители армянского народа, прославленные на весь мир, что делает строительство здесь дельфинария неподобающим в культурном и эстетическом аспектах». (По некоторым сведениям, власти намечают переместить эти захоронения куда-нибудь в другое место; в качестве альтернативного пантеона фигурирует, в частности, территория возле мемориального комплекса «Сардарапат». Не для того ли, чтобы строительству дельфинария в парке им.Комитаса более ничего не мешало?)
Обитателями дельфинария, по имеющимся сведениям, намечается сделать четырех бутылконосых дельфинов, которых планируется доставить из Украины. Между тем, подчеркивают экологи, в самой Украине эти животные занесены в Красную книгу. В связи с этим авторы письма задаются вопросом: отловлены ли эти дельфины или выражены в питомнике? В любом случае, они категорически против лова дельфинов, будь то для увеселения публики или же ради, так сказать, ихтиотерапии – воздействовать, к примеру, на взрослых и детей, страдающих аутизмом.
«Во время отлова дельфинов и содержания их в неволе,- отмечают специалисты,- что нередко само по себе сопровождается жестокостью, эти морские животные подвергаются шоку и стрессу, насильственно лишаясь своей естественной среды обитания. В неволе они часто болеют, проявляют агрессивность по отношению к людям и своим соплеменникам». Да и невозможно, по их мнению, при всем желании создать в Армении, с ее резко континентальными перепадами температур, нормальные условия для содержания дельфинов и вообще морских млекопитающих. А уж тем более – в Ереване, в бассейне глубиной 5 м и радиусом 18 м, где инициаторы дельфинария намереваются их поселить. Причем не одних, а вместе с двумя тюленями и одним морским львом.
_______________________________________________________
«...То, что у нас делают вокруг дельфинов... зарабатывают деньги... Неизлечимые заболевания. Ни собака, ни дельфин, ни лошадь не могут вылечить ребёнка, больного аутизмом. Никто не может. Это не одна Нобелевская премия будет – если это найдётся. И есть люди, которые на этом делают свой бизнес. Но это не бизнес. Это жульничество...».
Семён Глузман, врач-психиатр, правозащитник, директор Украинско-Американского бюро защиты прав человека (из выступления на телепрограмме «Свобода слова»)
_______________________________________________________
Очевидный моветон экологи усматривают и в том, что строительство дельфинария (тут и голодовка искусствоведа и барда Ваграма Татикяна ни к чему не привела) начато без общественных слушаний и без оценки воздействия на окружающую среду. Для дельфинария будет использоваться хлорированная питьевая вода, что, подчеркивается в письме, является нарушением Орхусской конвенции. (Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Свое название этот авторитетный международный документ получил по датскому городу Орхусу, где был подписан 25 июня 1998 г. 38 странами, включая Армению, на 4 -й Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы». Ныне в Конвенции участвуют 46 государств. Наша страна ратифицировала ее 1 августа 2001 г. – А.Г.).
Другой тревожный факт связан с тем, что строительство дельфинария заказано украинской – из Одессы – компании «Нерум», которая владеет сетью дельфинариев «Немо», в том числе в Одессе, Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске. В самой Украине эту компанию зачастую иначе как «шарашкиной конторой» и не называют, довольно скептически относясь к ее деятельности. Считается, что ООО «Нерум» промышляет браконьерским отловом дельфинов и их незаконной торговлей. Сейчас там разворачивается масштабная общественная кампания за закрытие дельфинариев во всех неморских городах страны.
А у нас, значит, или город морской, или дельфинов каких-то особенных завезли, или я уже не знаю. Но ситуация, по-любому, не из приятных. И не из нормальных вообще-то. Кто и почему решил, что высокогорной армянской столице никак не обойтись без аттракциона с морскими млекопитающими? Кто и как будет содержать и контролировать функционирование этого аттракциона? Ответов на эти и многие другие вопросы от отечественных госструктур экологи так и не добились.
Тем не менее, они призывают власти Армении проявить благоразумие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и «завернуть» строительство дельфинария, если они не хотят наталкиваться на негативный резонанс международного сообщества.
Нам же остается констатировать, что отдельно взятый парк им. Комитаса, традиционно бывший одним из любимых мест отдыха для не одного поколения ереванцев, сегодня этой миссии уже не выполняет. Да и парком он, пожалуй, остается лишь номинально. Рекреационная зона, которых у нас и без того крайне мало, давно превратилась в «тарацк», интересующий толстосумов не более чем как предмет освоения и купли-продажи. А вот о том, что интересует не только толстосумов, власти, по-видимому, разучились задумываться.
Ашот Гарегинян
Немає коментарів:
Дописати коментар